Технические требования к чугуну

Состояние поставки. Чугун поставляют в чушках с одним или двумя пережимами массой (весом) не более 50 кг для передельного и не более 25 кг для литейного чугуна. Специализированные заводы, выплавляющие литейный чугун, поставляют его в малых чушках массой (весом) не более 18 кг; отливка в малые чушки улучшает качество чугуна, так как графит выделяется в более мелкой форме. Чугун в малых чушках расценивается дороже.

Бой чугуна, т. е. куски массой (весом) от 1 до 3 кг, допускается в количестве не более 2% от массы партии.На поверхности чушек литейного чугуна не допускаются загрязнения, кроме налета извести или графита. Поверхность чушек, отлитых в металлические излож¬ницы или песок, тщательно очищают от песка и шлака.

Правила' поставки. При заказе чугуна указывают его номенклатур¬ный номер, номер стандарта или технических условий, название продукции, марку, класс, группу и категорию чугуна.

Отгрузку с заводов-изготовителей (транзитом) производят повагонными коли-чествами, но не менее утвержденных транзитных норм. Отпуск в количествах менее указанных производят с металлоскладов (баз) металлоснабсбыта с установленной складской наценкой.Чугун поставляют по сертификату, в котором указывают полный химический состав чугуна, включая содержание меди (при медьсодержащих рудах), а для литей-ного чугуна — также и углерода.

Химический состав литейного чугуна указывают для каждого ковша (выпуска) в отдельности.

Отгрузка.Чугун отгружают навалом. В вагон, как правило, грузят чугун только одной марки, класса, группы и категории, а литейный чугун — только одного ковша.

Допускается догрузка вагонов чушками литейного чугуна другого ковша (или выпуска), но той же марки, класса, группы и категории; массу (вес) догруженных . чушек указывают в сертификате.

Для доменных печей малого объема разрешается погрузка в вагон, обыкновен-ного литейного чугуна одного выпуска и одной марки с соблюдением класса и группы чугуна, а специального чугуна — до четырех выпусков.

Маркировка. При отгрузке чугуна водным или смешанным транспортом по требованию потребителя каждую чушку маркируют несмываемой краской поло-сами следующих цветов:

Мартеновский передельный чугун:

М2 — белой и зеленой

Ml — белой и фиолетовой

ПВКЗ — белой и черной

ПВК2 — белой и коричневой П

ВК1 — белой и красной

Бессемеровский передельный чугун:

Б2 — синей

Б1 — желтой

Обыкновенный литейный чугун:

ЛК5 — белой

ЛК4 — черной

ЛКЗ — коричневой

ЛК2 — красной

ЛК1 — зеленой Л

КО'—двумя желтыми

Хромоникелевый литейный чугун:

ЛХЧ6 — не установлено

ЛХЧ5 — не установлено

ЛХЧ4 — черной

ЛХЧЗ — коричневой

ЛХЧ2 — красной

ЛХЧ1 — зеленой

Специальный литейный чугун:

КК — синей и желтой

КД2 — зеленой и желтой

КД1  — зеленой и синей

ВК2 — синей и черной

ВК1 '— синей и коричневой

ВД2 — фиолетовой и красной

ВД1 — фиолетовой и желтой

ЧК — синей и красной

ЛКА — двумя красными